Электронные проекты от Eddy71
Понедельник, 05.12.2016, 13:27
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [112]

Реклама от Google

Статистика

Онлайн всего: 74
Гостей: 74
Пользователей: 0

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Как сделать плату методом ЛУТ (лазервый утюг)
Как сделать плату методом ЛУТ?


    Многие считают метод ЛУТ (лазерный утюг) чисто отечественным изобретением. На самом деле это не так. В цивилизованных странах этот процесс зовётся Iron Toner Transfer for PCB Making и по этим ключевым словам в Гугле очень много интересного, особенно если искать видео. Я ограничусь несколькими фотками с телефона. Так трафик меньше, особенно когда в нет заходишь через тот же телефон 8-)

   Итак, самое главное - найти достойный лазерный принтер (я использую НР1018). Основной критерий - чтоб не сильно тонер экономил при печать. Распечатка должна слегка ощущаться пальцем на поверхности бумаги и не сильно просвечиваться при взгляде на лампу "на просвет". Следующий компонент техпроцесса - бумага. Точней основа от наклеек. На самом деле кроме бумаги для наклеек она встречается в самоклеящихся обоях и материалах для рекламы ORACAL (эта основа мне нравится больше всего - она плотная и не скручивается). Обрезки 
ORACAL-а можно бесплатно или занедорого вымутить в любой даже маленькой рекламной фирме, занимающейся наружной рекламой  и вывесками. С одной стороны основа выглядит глянцевой.

 

 

 

 
  Именно на глянцевой стороне и надо напечатать дорожки своей будущей платы. Тут есть 2 важных нюанса: дорожки надо печатать зеркально, чтобы буквы на поверхности платы были нечитабельны. И второе - отключаем экономию тонера и выбираем чёрный цвет для дорожек при печати. Отпечатки пальцами не трогаем - даже микроскопическое загрязнение жиром вызовет плохое прилипание тонера к меди платы.
 

 
  Пол дела сделано. Теперь отрезаем брутальными ножницами по железу кусочек стеклотекстолита немного больше будущей платы. Края материала при нагреве слегка коробит и к ним плохо прилипает тонер. Лучше выбросить лишние 5мм материала, чем получить брак на плате.
  Отрезанную заготовку я ошкуриваю мелкой наждачной бумагой. Без фанатизма - фольга очень тонкая. Ошкуренная поверхность лучше прилипает к тонеру.
  Ни в коем случае не прикасаться к ошкуренной меди! Напомню: жир с пальцев главный враг процесса!
 
 
  Далее готовим "пресс". Я уже много лет использую книгу известного автора Шкритека по схемотехнике высококачественной аппаратуры. Эта книга достаточно толстая и обеспечивает как хорошую теплоизоляцию, так и равномерный прижим платы.
 

  В начале точно расположите листик бумаги на заготовке. Чтобы при "глажке" этот бутерброд не разъехался, первый "прихват" надо делать через одну страничку. Температура утюга для ЛУТ должна быть около 180-190 градусов Цельсия. Обычно это около трёх точек на шкале регулятора температуры.

 

  Когда листик слегка прилипнет к поверхности будущей платы, переворачиваем страничку и гладим уже непосредственно наш ЛУТ-бутерброд. Без сильного давления. Тонер прилипает не от давления, а от температуры. Поэтому не спешим, гладим плавно, давая плате прогреться. Дорожки должны как бы слегка проступить через бумагу.

 

  Далее убираем утюг и даём плате остыть до температуры примерно градусов 50-60. Подцепляем краешек бумаги ногтем или любым тонким предметом и поднимаем основу самоклейки.  Должно получиться что-то в этом роде:

 

  Теперь вооружаемся лупой и тщательно контролируем полученный ЛУТ-отпечаток. Не пренебрегайте оптикой. Она позволяет очень сэкономить нервы на этапе отладки устройства 8-)  Имеющиеся трещинки можно отретушировать несмываемым маркером для CD-DVD дисков.
 


   Когда маркер высохнет (минут через 10), плату можно приклеить тыльной стороной на узкий скотч и окунуть в банку с травящим медь раствором. Я пользуюсь по старинке - хлорным железом. Если Вы собираетесь сделать методом ЛУТ двустороннюю плату, то перед погружением в раствор вторую сторону со сплошным слоем меди надо заклеить широким скотчем.
 

  Процесс быстрей всего идёт если раствор подогреть до 40-45 градусов по Цельсию. Выше греть нельзя - при температуре более 50 градусов раствор быстро деградирует. В процессе травления периодически извлекаем плату и контролируем результат (чтобы наши тонкие дорожки не съел раствор).
 

  После завершения травления промываем плату под проточной водой. ОСТОРОЖНО! Если капля раствора попадёт на одежду, одежда будет испорчена.  Пятна от хлорного железа не отмываются с ткани.
  Теперь с чистой и протравленной платы нужно удалить рисунок из тонера. Я для этого использую ватку, смоченную растворителем Р-646 (для нитрокрасок). Тонер легко отмывается.
 

  После отмывки - визуальный контроль результата.
 
 
  Далее наношу на плату флюс и лужу. Раньше использовал спиртоканифоль. Но потом спирт оказался под запретом в Украине и я перешёл на канифоль, растворённую в растворителе (том же Р-646). Пахло это дело не сильно аппетитно и когда в продаже появился нейтральный флюс Lukey L2010 я перешёл не его использование. Лужу паяльником, припой аналогичен ПОС-61 (я покупаю ASAHI 60/40).
 

  После залуживания всей платы излишки припоя снимаю медной оплёткой от экранированных проводов. Когда домашние запасы оплётки закончились стал покупать китайскую. Она уже пропитана канифолью.
 

  После удаления припоя плату отмываю опять Р-646. После чего можно приступать к сверлению отверстий. Если Вы будете делать двустороннюю плату, то отверстия на данном этапе ЛУТ сверлить не надо (только пару по краям платы для совмещения рисунка дорожек).
 

  После сверления односторонняя плата методом лазерного утюга готова - можно запаять детельки и отмыв после пайки плату (кто спиртом, а кто и вонючим Р-646) можем полюбоваться на полученный результат:
 

 Это была плата индикации автомата защиты приборов от перенапряжений.

  Если же Вам надо сделать двустороннюю плату, на этапе перед лужением платы сверлим пару реперных отверстий (обычно по углам платы), ошкуриваем медь как и  первую сторону, с помощью пары иголок в просверленных отверстиях совмещаем рисунок и утюжим. После "глажки" и снятия бумаги заклеиваем широким скотчем сторону с уже вытравленными дорожками и травим как и в случае с односторонней платой. Далее всё то же самое - залуживание (двух сторон) и сверление.

  Удачи! И не нервничайте - если делать всё не торопясь и спокойно, результат будет сразу положительный.
 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Eddy71 (02.06.2013)
Просмотров: 16553 | Рейтинг: 5.0/24